Нет необходимости говорить о том, насколько важна надёжность поставщика, сохранение параметров поставляемой им продукции от партии к партии, стабильность компании и гарантии выполнения продавцом своих обязательств.
В этой части остановимся на некоторых факторах, которые помогут оценить надежность поставщика, а также снизить риск срывов и проблем в ходе сотрудничества.
Принято считать, что если работать с поставщиком на условиях отсрочки платежа, то не придётся задумываться над вопросами надёжности продавца. Однако, это справедливо далеко не всегда. Оценка надёжности – это не только уверенность, что нужный товар с заданными параметрами будет отгружен вам, это ещё несколько десятков факторов, каждый из которых в конкретной ситуации может привнести значимый вклад в принятие решений о выборе поставщика или продолжении сотрудничества с действующим производителем.
Ряд компаний открыто транслирует обстоятельства, которые могут повлечь отказ от возможности сотрудничества с поставщиком. Например, одна из сетей гипермаркетов приводит такой перечень:
- наличие решений/распоряжений о приостановлении деятельности поставщика;
- наличие судебных споров с участием поставщика, претензий третьих лиц, включая претензии со стороны органов, осуществляющих контроль или надзор за деятельностью поставщика, претензии налоговых органов;
- претензии со стороны потребителей к производимому и/или поставляемому поставщиком товару, факты нарушения поставщиком требований действующего законодательства;
- введение в отношении поставщика процедур банкротства;
- наличие процедуры ликвидации в отношении поставщика;
- наличие условий в предложении поставщика об обязательной покупке одних товаров вместе с другими товарами (линейки товаров);
- сведения о неоднократных нарушениях со стороны поставщика договоров поставки товара;
- сведения о фактах незаконного использования поставщиком объектов интеллектуальной собственности, отсутствие подтверждения правомерности использования поставщиком объектов интеллектуальной собственности;
- нарушение этики ведения переговоров (давление, угроза, подкуп).
При анализе факторов, характеризующих надёжность поставщика, оценку параметров надёжности не всегда удается привести к неким численным значениям. Для того, чтобы сравнение нескольких компаний было корректным и точным, важно добиться четких формулировок по каждому из оцениваемых вами параметров. Ниже приведен пример комплексной оценки надёжности поставщика.
Пример критериев оценки компанией ЗАО «Альфа» надёжности своих поставщиков
![](https://eto5.ru/wp-content/uploads/2022/11/table-1024x744.png)
Нужно констатировать, что ни один комплект документов и исчерпывающая информация об опыте и истории работы, активы и менеджмент не гарантируют вам стопроцентной надежности продавца продукции и услуг. Тем не менее обезопасить себя от возможных срывов, применяя все возможные способы, в том числе и комплексный анализ поставщика – наша прямая обязанность.