Оценка финансовой стабильности поставщика актуальна в первую очередь в случае работы с ним на условиях предоплаты для гарантий получения продукции, и в ситуациях, когда с поставщиком подписывается долгосрочный контракт.
При работе на условиях постоплаты, оценка финансовой стабильности поставщика поможет оценить возможные перспективы по улучшению ваших финансовых условий работы, а также покажет необходимость развития альтернативных поставщиков.
Документы, подтверждающие финансовую стабильность поставщика
Для подтверждения финансовой стабильности поставщика могут потребоваться различные комплекты документов, в зависимости от суммы контракта и объекта закупки. В некоторых компаниях комплект документов, который отдел закупок запрашивает у поставщиков, для работы по предоплате, аналогичен комплекту документов, который отдел продаж компании запрашивает у своих покупателей, желающих работать с отсрочкой платежа.
Пример набора документов, который требует одна из компаний, для того, чтобы сделать первичную оценку надёжности поставщика:
- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя;
- Свидетельство о постановке на налоговый учёт (для обособленного подразделения – уведомление из налогового органа);
- Устав в полном объёме (Положение об обособленном подразделении);
- Учредительный договор;
- Выписка из протокола общего собрания учредителей (акционеров) об избрании руководителя;
- Копия паспорта руководителя (обязателен раздел с подписью данного лица);
- Доверенность лица, подписавшего договор;
- Договор аренды или копия свидетельства о праве собственности по адресу осуществления фактической деятельности;
- Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по уплате налогов, заверенная налоговым органом в течении 30 дней со дня подписания договора;
- Копия бухгалтерского баланса за предыдущий год;
- Копия банковской карточки, заверенная обслуживающим банком.
В случае высоких рисков для подтверждения надёжности поставщика могут запрашиваться дополнительные документы: копии годовой бухгалтерской отчетности за три последних завершенных финансовых года, с приложением копий аудиторских заключений по указанной бухгалтерской отчетности за каждый; расчет оценки стоимости чистых активов за два последних финансовых года; справка о том, что в отношении контрагента не применяются процедуры банкротства и другие.
Обратите внимание на некоторые негативные факторы, когда вы рассматриваете вариант работы с поставщиком, которому придётся заплатить предоплату:
- Один генеральный директор на несколько десятков юридических лиц;
- Адрес и телефон организации совпадает с десятком других компаний;
- Недавний срок регистрации;
- Отсутствие подтверждающих документов;
- Частая смена генерального директора, главного бухгалтера.
Можно в качестве примера рассмотреть такой способ оценки[1]: Для оценки предприятия используют три блока: анализ финансовой стабильности, управление бизнесом и хозяйственную деятельность (см. таблицы 37, 38, 39). В результате оценки по каждому контрагенту высчитывается итоговый балл, который равен сумме выставленных балльных оценок по всем трем блокам. Максимальная оценка – 100 баллов всего, в том числе за финансовое состояние – 50 баллов, систему управления – 20 баллов и хозяйственную деятельность – 30 баллов.



С учетом набранных баллов контрагенты распределяются по четырем группам риска: первая (от 80 до 100 баллов), вторая (от 50 до 79 баллов), третья (от 30 до 49 баллов) и четвертая (до 29 баллов).
Каждой из групп может быть назначена некая сумма, допустимая при работе на условиях предоплаты. Например, первая группа – предоплата не более 2 000 000 руб., вторая группа – предоплата не более 1 000 000 руб., третья группа – предоплата не более 200 000 руб., четвёртая группа – работать на условиях предоплаты запрещено. Также подобная оценка может стать ограничителем максимальной суммы контракта.
Аналогичный анализ ваша компания может применять и для оценки надёжности своих клиентов при предоставлении им отсрочки платежа и коммерческого кредита. Например, первая группа – максимальная отсрочка 30 календарных дней, вторая – 20 дней, третья – 10 дней, наконец, четвертая группа – отсрочка не предоставляется.
Повторюсь – ни один комплект документов не сможет гарантировать надёжность поставщика на 100%, однако наличие таких документов помогает повысить вероятность того, что перед вами надёжный и добросовестный поставщик в несколько раз.
[1] ИНО: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=012090